Законопроект, предусматривающий существенное увеличение размеров выплат по полисам обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), вчера неожиданно был снят с повестки дня заседания Госдумы. Депутаты пошли навстречу полпреду правительства в нижней палате Александру Синенко, который объявил о необходимости провести «дополнительные консультации» по документу, вызвавшему неоднозначную реакцию. В частности, страховые компании согласны увеличить выплаты, но при условии соразмерного повышения тарифов.
Просьбу снять с повестки дня этот вопрос для дополнительных консультаций озвучил Александр Синенко. Депутаты Госдумы как раз обсуждали повестку очередного заседания.
Одним из вопросов которого значилось рассмотрение в первом чтении законопроекта «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Документ был внесен правительством и им же внезапно отозван.
Глава Российского союза автостраховщиков (РСА) Павел Бунин склонен трактовать перенос сроков рассмотрения блока правительственных поправок, связанных с ОСАГО, скорее как техническое решение. Он не исключил, что депутаты вернутся к рассмотрению законопроекта в ближайшее время. РСА же «открыт для любых консультаций», и в целом многие поправки являются долгожданными для рынка ОСАГО, заверил Бунин.
Отложенный законопроект, в частности, предусматривает поэтапное увеличение лимитов выплат по ущербу жизни и здоровью пострадавших с нынешних 160 тыс. до 500 тыс. руб. В размере 400 тыс. руб. устанавливается лимит выплат по имуществу потерпевшего. Кроме того, законопроект уточняет порядок действий водителей в случае, если документы о ДТП оформляются без участия сотрудников дорожно-постовой службы (ДПС). При этом максимальный размер страховой выплаты повышается с 25 тыс. до 50 тыс. руб., а в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях – до 400 тыс. руб., при условии, что в страховую компанию будут представлены подробные данные о ДТП, в том числе фото- или видеоматериалы с фиксацией местоположения транспортных средств.
Минфин изначально не предполагал, что резкое повышение выплат по ОСАГО должно сопровождаться повышением тарифов. Месяца полтора назад замглавы ведомства Алексей Моисеев утверждал, что стоимость страховки не увеличится, поскольку действующие тарифы, определенные еще десять лет назад, не исчерпали «запас прочности». Со своей стороны эксперты подтверждают справедливость слов чиновника: в 2003 году считалось, что средняя сумма выплат по ОСАГО составит от 70 тыс. до 90 тыс. руб., однако в реальности владельцы автомобилей, пострадавших в ДТП, в среднем получают в 3–3,5 раза меньше – по 24 тыс. руб.
Впрочем, отчетность Российского союза автостраховщиков свидетельствует о постепенном снижении доходности этого вида страхования. Согласно данным РСА, компании в 2012 году собрали по ОСАГО почти 121 млрд. руб. премий, а выплатили пострадавшим чуть менее 62 млрд. Годом ранее эти показатели были почти 107 млрд. и 57 млрд. руб. соответственно. Это является одним из основных аргументов страховых компаний в пользу повышения тарифов. Свои расчеты некоторое время назад они представили Федеральной службе по финансовым рынкам. Было предложено два варианта, предполагающих повышение тарифов ОСАГО. Первый: в случае сохранения действующих лимитов ответственности и страховые тарифы должны быть повышены примерно на 1%. Второй: если правительственный законопроект будет принят, то тарифы следует повысить сразу на 28,3%.
Между тем сами участники рынка автострахования, похоже, не питают иллюзий относительно преимуществ ОСАГО. «Механизм ОСАГО работает с существенными ограничениями. Нередки случаи задержки, занижения сумм компенсаций. Придирки к пакету документов для возмещения убытка по ОСАГО позволяют страховым компаниям манипулировать выплатами. Владелец автомобиля предпочитает урегулировать убыток за счет КАСКО, нежели обращаться в страховую компанию виновника. Возмещения по КАСКО осуществляются более полноценно и в короткие сроки, что позволяет экономить на вынужденных простоях парка», – говорит финдиректор холдинга «Совтрансавто» Сергей Залогин.
С ним не согласен руководитель управления методологии обязательных видов ОАО «АльфаСтрахование» Денис Макаров. Он признает, что повышение лимитов выплат действительно необходимо, коль скоро за десять лет в стране значительно обновился и подорожал автопарк. Соответственно выросла стоимость ремонта транспортных средств, пострадавших в ДТП. «Но для обеспечения новых обязательств необходимо повысить страховые тарифы. Если говорить о сегодняшнем дне, то при существующем покрытии для того, чтобы бизнес ОСАГО был прибыльным для страховых компаний, базовая ставка должна быть примерно на 15% выше. Сейчас же в нашей компании убыточность приближается к предельно допустимому уровню», – подчеркнул Макаров. При этом он не исключает, что ведущие страховщики могут оставить бизнес ОСАГО в случае резкого снижения его рентабельности.
«Вопрос увеличения страховых выплат по ОСАГО объективно назрел. Цифры не менялись уже давно. За это время автопарк страны вырос количественно и качественно. Однако предполагаемое более чем трехкратное увеличение суммы лимита страховых выплат не может не повлиять на стоимость страхового полиса. Другой вопрос, что государству необходимо проконтролировать, чтобы рост тарифов был экономически обоснован», – считает гендиректор City Express Алексей Кичатов.